Сказанiя русскаго народа собранныя И.П.Сахаровымъ. С.-Петербургъ, 1885, Изданiе А.С. Суворина
Том1. Русское народное чернокнижiе. Русскiя народныя игры, загадки, присловья и притчи
КИНЕШЕМЦЫ
Суконщики. — Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит.
Том2. Народный дневникъ. Праздники и обычаи
Ярило
Народное игрище Ярилы совершалось в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Тверской,
Воронежской и Костромской. Местные празднества различались обрядами и временем отправления. В одних местах это
игрище сходствовало с погребением Костромы, в других имело свое олицетворение. В одних местах оно начиналось с
пятницы Всесвятской недели, в других с воскресенья, в третьих с первого воскресенья после Петрова дня. Имя Ярилы
сохранилось в названиях мест. Так в Костроме есть Ярилово поле, под Кинешмою была Ярилова роща, в Дорогобужском
уезде есть село Ерилово, в Тихвинском и Валдайском уездах есть урочища Яриловичи. Во многих местах игрище Ярилы
соединялось с ярмарками, где нововведения придавали как бы особенные отличия.
Наши старинари, кажется по ошибке, придавали эти отличия Яриле, не различая старых обрядов от новых и посторонних
прибавлений. Соображая все местные обряды, находим два главные олицетворения Ярилы, и они-то составляют основание
сего игрища и отличают от всех посторонних прибавлений. Подивимся еще странности наших мифографов, умевших Ярило
причислить к славяно-русским божествам. Посмотрите на мнение нашего народа, как он умеет резко отличать свои обряды.
Преосвященный воронежский, Тихон, передавая нам понятие воронежских жителей, говорит: «Праздник сей, как я от
здешних старых людей слышу, называют игрищем, которое издавна началось и год от году умножается, так что люди
ожидают его как годового торжества». Если хотят причислять Ярило к божествам славяно-русским, то после этого можно
обращать в такие же божества и масленицу, и святки. Костромское и Воронежское игрища разве можно принимать за
мифические олицетворения Ярилы?
Костромское игрище отправлялось в воскресенье Всесвятской недели. Народ собирался на площадь после обеда. Из
среды его избирался старик; на него надевали старое, поношенное платье, клали на руки гроб с чучелою — Ярилою.
После сего начиналось шествие из города в поле. Женщины в это время завываниями и причитываниями выражали скорбь и
отчаяние; мужчины пели песни и плясали; дети бегали взад и вперед. В поле вырывали палками могилу и в гробе
хоронили Ярилу с плачем и воем. Игрище оканчивалось плясками и играми. В этом обряде ко-стромитян находим очевидное
сходство с муромским обрядом Костромы. Погребение Ярилы отправлялось прежде в Калязинском уезде по дороге к Троице
Нерли, близ старой сосны. Здесь ныне только осталось одно народное гулянье.
Воронежское игрище начиналось с пятницы Всесвятской недели и продолжалось в субботу и воскресенье. Игрище было
на городской площади, за старыми московскими воротами. Сюда с раннего утра собирались горожане и окрестные поселяне.
Мир избирал для сего игрища особенного человека. После провозглашения одевали его в разноцветный кафтан, украшали
лентами, колокольчиками, на голову надевали раскрашенный бумажный колпак с ленточными кисточками; лицо сурмили
красками; на руки привязывали позвонки. Избранный человек в таком наряде назывался Ярилою. Он ходил по площади,
плясал и пел песни. Вокруг него толпился народ всех возрастов: одни пели, другие плясали, третьи бились на кулачки.
В 1771 году преосвященный Тихон I уничтожил это игрище. Слово, произнесенное им для уничтожения сего обряда,
увековечило память святителя.
Близ Галича в селе Туровском, где поклонная гора, происходило почти одинаковое игрище с воронежским. Поселяне и
горожане избирали из среды себя старика, поили его вином, одевали в разное платье, шутили и забавлялись над ним.
Потом выводили его на луг, где становились все в круги. Молодцы и девицы, подходя к нему, кланялись в пояс. После
сего начинались игры и хороводы. Гулянье оканчивалось проводами Ярилы до села или города.
То же самое игрище происходило и в Кинешме. Народ сбирался в рощу, где протекает речка Кинешем-ка, и
праздновал игрище Ярилы.
В Нерехте игрище ярилинское называлось конюхов-скою и производилось при речке Солонице. В уезде остались только
одни народные гульбища в селах: Кочуровом подле леса Рамишки, Никольском, Писцовом и Сотницком.
В Саввином городке Чистопольского уезда ярилинское игрище производится ночью и состоит из игр и плясок.
В селениях Рязанской и Тамбовской губерний яри-линские игрища производились по селам. Предания и рассказы
подтверждают, что горожане сих губерний не участвовали в этом игрище. В игрищах всегда первенствовал избранный
миром человек, как в Воронеже.
В Нижегородской губернии ярилинское игрище начиналось 4 июля, вместе с ярмаркою. Поселяне для этого игрища
продавали пряжу и на вырученные деньги покупали обновы и лакомства.
Суббота
В субботу на первой неделе великого поста справляется народом тужилка по масленице. В этот день пекут блины с
постным маслом. В старину справлялась тужилка во всем разгуле на ростовской ярмарке.
В субботу на третьей неделе великого поста справляется в Кинешемском уезде обжорная суббота. Там в это
время зять угощает тестя с тещей киселем с маслом.
|