Музей Валенок

Кинешма — лики настоящего и прошлого

История военного искусства

Том III. XVI — XVII вв

Часть I. Военное искусство периода утверждения сословно-представительной монархии в Русском государстве (XVII в.)

Глава третья. Военное искусство в войнах русского народа за свою независимость против интервенции польско- литовских феодалов и шведов в 1607–1615 гг.

Однако в конце 1608 г. стратегические формы народной войны начали изменяться. От обороны народные массы фактически переходили к стратегическому наступлению, инициаторами которого являлось посадско-крестьянское население районов Севера, а затем и Верхнего Поволжья.

В ноябре в Вологде против тушинцев восстали посадские люди и взяли власть в свои руки. Устюжане писали «на Москву» и предупреждали правительство об опасности распада государства на уделы. В Устюге и Вологде посадские люди решили «стоять накрепко», отстаивая от интервентов русскую землю. Поднялся и Галич, где для борьбы с польскими панами уже возникло одно из первых ополчений из даточных людей и стрельцов.

В это же время против захватчиков поднималось население городов и сел Поволжья. Не допустил к себе тушинцев Нижний Новгород, а галицкое ополчение освободило Кострому. Упорная борьба развернулась за Ярославль, опорный пункт интервентов, Кострому и Кинешму. Отряды народного войска подходили к Суздалю и Владимиру. Сообщая о разгроме на Волге одного польского отряда, Буссов пишет: «Народ вооружился и отомстил полякам; иных повесили, других изрубили. а некоторых побросали в проруби с такими словами: «Полно вам, глаголи, жрать наших коров и телят! Ступайте в Волгу ловить нашу рыбу»

Разин Евгений Андреевич «История военного искусства», Том III, Часть I, Глава третья, Полигон, 1999 г.

© Осокин Андрей 2009—2023 гг. Материалы сайта свободны для личного использования.
Согласие автора на публикацию фотографий или их фрагментов из раздела «Кинешма и окрестности» обязательно.