История военного искусства
Том III. XVI — XVII вв
Часть I. Военное искусство периода утверждения сословно-представительной монархии в Русском государстве (XVII в.)
Глава третья. Военное искусство в войнах русского народа за свою независимость против интервенции польско-
литовских феодалов и шведов в 1607–1615 гг.
Однако в конце 1608 г. стратегические формы народной войны начали изменяться. От обороны народные массы фактически
переходили к стратегическому наступлению, инициаторами которого являлось посадско-крестьянское население районов
Севера, а затем и Верхнего Поволжья.
В ноябре в Вологде против тушинцев восстали посадские люди и взяли власть в свои руки. Устюжане писали «на Москву»
и предупреждали правительство об опасности распада государства на уделы. В Устюге и Вологде посадские люди решили
«стоять накрепко», отстаивая от интервентов русскую землю. Поднялся и Галич, где для борьбы с польскими панами уже
возникло одно из первых ополчений из даточных людей и стрельцов.
В это же время против захватчиков поднималось население городов и сел Поволжья. Не допустил к себе тушинцев
Нижний Новгород, а галицкое ополчение освободило Кострому. Упорная борьба развернулась за Ярославль, опорный пункт
интервентов, Кострому и Кинешму. Отряды народного войска подходили к Суздалю и Владимиру. Сообщая о разгроме
на Волге одного польского отряда, Буссов пишет: «Народ вооружился и отомстил полякам; иных повесили, других
изрубили. а некоторых побросали в проруби с такими словами: «Полно вам, глаголи, жрать наших коров и телят!
Ступайте в Волгу ловить нашу рыбу»
Разин Евгений Андреевич «История военного искусства», Том III, Часть I, Глава третья, Полигон, 1999 г.
|