Музей Валенок

Кинешма — лики настоящего и прошлого

Разрядная книга 7123 года (1615 г.)

И ноября в 22 день писал к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии с Костромы воевода Ондрей Колычев, что воры козаки пришли в Костромской уезд в село Зогзино, да в село Молвятино, и село Зогзино и Молвятино и иные многие места повоевали и крестьян побили и переломали, а около тово учали ставитца в поместьях дворян и детей боярских по селам и по деревням, и в селах и в деревнях крестьян мучат и животы емлют, жон и детей позорят, и хотят приступать к Костроме, а от Костромы хотят идти к Юрьеву Повольскому и к Кинешме.

И государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии по тем вестем указал послать с Москвы столника и воеводу Ивана Васильева сына Измайлова, а в походе с Иваном Измайловым указал государь быть литве и немцом и всяким иноземцом, которых ведают в Разряде и в Панском приказе. А идти Ивану Измайлову указал государь с Москвы на Олександрову слободу да на Суздаль; да будет козаки с Костромы на Кинешму или на Юрьев или на Суздаль пошли, и ему с теми людми козаков перенимать, и прося у Бога милости над ними промышлять всякими обычаи. А будет козаки от него удалеют, а пойдут к Вологде или к Галичу, и ему итти в сход к боярину и воеводе к князю Борису Михайловичу Лыкову и итти за козаки; а людям с ними быть со князем Борисом по прежнему, а с Иваном быть иноземцом. А будет козаки до его Иванова приходу пойдут на Низ, и ему итти за ними и промышлять, а князю Борису велено посылать людей.

А наказ Ивану дан таков.

Лета 7123 году ноября в 25 день государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии повелел столнику и воеводе Ивану Васильевичу Измайлову по вестем итти для промыслу на воров, которые пришли в Костромские места. А с ним указал государь послать с Москвы литву и немец и всяких иноземцов. Для того писали к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичу всеа Русии, для того писали с Костромы воевода Ондрей Колычов. Ноября в 16 день в ночи прибежали на Кострому из Костромскаго уезда воры козаки, и село Зогзино и село Молвятино и иные многие места повоевали и крестьян побили и перемучили, а около учали ставитца в поместьях дворян и детей боярских по селам и по деревням, и в селах и в деревнях крестьян мучат и животы их емлют и жон их и детей позорят. А которые утеклецы у тех воров приходят на Кострому, и те в распросе сказывают, что воры козаки хотят приходить х Костроме на посад, и к городу и к острогу и к иным городам приступать. А ныне государю ведомо учинилось, что многие козаки пошли к Юрьеву Поволскому и Кинешме. И столнику и воеводе Ивану Васильевичу Измайлову итти на государеву службу с Москвы Ярославскою дорогою к Троице к Сергиеву монастырю да на Олександрову слободу да на Суздаль, и едучи отписать ему от себя в Суздаль к воеводе к Ивану Щелкалову да к дьяку к Василью к Борисову, что по государеву указу идет он Иван з дворяны и з детми боярскими и с ротмистры и с порутчики и с немцы со многими людми, а идет на воров на козаков, которые воруют. И они б из Суздаля отписали к нему Ивану, что им про воров козаков ведомо, где они стоят и в котором месте и сколько их человек, и на которые места приходу их чаять. Да будет ему отпишут или поперег отписок прямыя вести учинятца, что воры из Костромскаго уезда пришли в Кинешемской уезд, или в Юрьевской Поволской, или в иные места; а хотят приходить на Низ или на Поле, или дошед жилых мест хотят стоять и воровать, и ему тотчас по всем дорогам, до коих мест пригож, послать подъезды и велеть про воров проведывать, куды их приходу чаять и на которые места и сколко их человек. Да будет те воры будут по них, и ему прося у Бога милости на тех воров [10] с теми людми, которые с ним посланы, ходить и над ними промышлять, сколько Бог помочи подаст и смотря по тамошнему делу. А будет воры козаки придут с Кинешемской и в ыные места многие люди; а ему над ними с теми людьми, которые с ним посланы, промыслу будет учинить не мочно; и ему стоять самому со всеми людми в крепких местех где будет пригож; да где станет и ему от себя писать в городы в Володимер, в Суздаль, в Муром, в Арземас, в Нижней к воеводам и к приказным людем, и к зборщиком, которые зборщики для збору дворян и детей боярских присланы в городы от боярина от князя Бориса Михайловича Лыкова; которые у них в городех дворяне и дети боярские, и иноземцы, и атаманы и козаки испомещены, и ис тех бы городов воеводы и приказные люди посылали зборщиков з дворяны и з детьми боярскими и с ыноземцы и с атаманы и с козаки которые изпомещены в тех городех, да к тому б в прибавку собрали с посаду и с уезду даточных многих и охочих людей со всякими бои. А как сборщики из городов с ратными людми к нему придут, и ему прося у Бога милости собрався с людми и сослався з боярином и воеводою со князем Борисом Михайловичем Лыковым, над воры над козаки, которые из Костромского уезду пришли в Кинешемской уезд или х Кинешме, или к Шуе, и в Суздальской уезд, промышлять всякими мерами сколко Бог помочи подаст, чтоб вором тех городов и уездов воевать не дать. А к боярину и воеводе ко князю Борису Михайловичю Лыкову писать, что он от государя прислан со многими людми, а быть ему с ним со князем Борисом и над воры промышлять; и ныне он воров сшел и князь Борис бы промышлял; а от государя к ним о том писано ж. А будет козаки от него от Ивана поудалеют; а пойдут к Галичю или к Вологде; и столнику Ивану Васильевичу итти в сход к боярину и к воеводе к Борису Михайловичю Лыкову и над воры над козаки промышлять з боярином и с воеводою со князем Борисом Михайловичем Лыковым. А людям быть з боярином и с воеводою со князем Борисом Михайловичем Лыковым по прежнему наряду, который с ним наряжены; а с ним с Иваном быть иноземцом; а которые даточные люди из городов из Нижнева, из Арземаса, из Мурома, из Володимера, из Суздаля будут с ним с Иваном и ему тех даточных и охочих людей в те поры, как пойдет в сход к боярину и воеводе ко князю Лыкову, роспустити по домам, а в далние городы за собою не имать. А будет на воров минется приход быть в Костромских местех, и ему им даточным людем велеть быть с собою. А будет воры козаки до его Иванова приходу, как он придет, быв в Кинешемском уезде или у Юрьевца Поволскаго, а пойдут на Низ. И столнику и воеводе Ивану Васильевичу Измайлову со всеми людми, которые с ним посланы с Москвы, и которые зборщики из городов з бояры и з детми боярскими придут к нему, итти за воры за козаки на Низ, где их скажут; и воров козаков сходить, а сшодчи воров, прося у Бога милости, над воры промышлять, сколько Бог помочи подаст; и от себя в Мещерские и в Понизовые городы: в Темников, в Касимов, в Кадом, на Алатарь и в ыные в Понизовые городы, куды пригож, писати ж, что по государеву указу велено ему над воры над козаки промышлять; и в городех бы собрав с посадов в уездов людей сколко человек пригож со всякими бои, прислали к нему к Ивану для промыслу над воры. А будет воры учнут приходить к тем городом, и воеводы б и приказные люди в городех над воры промышляли, и по крепким местам где будет пригож велеть засечь засеки, и на засеках у крепких мест по тому ж над воры промышляли. Да к нему ж к Ивану, как он пойдет за воры за козаки на Низ велено из Ярославля боярину и воеводе князю Борису Михайловичю Лыкову послать голов с сотнями. А в которых местех он Иван воров сойдет, и ему прося у Бога милости, над воры помышлять, посылать на них посылки, и самому со всеми людми ходить и языков велеть добывать. А ково воров козаков в языцех возмут, и ему тех воров розпрашивать и пытать накрепко и огнем жечь. А что в роспросе и с пытки учнут говорить, и о том писать к государю; а тех воров ково возмут в языцех велеть по дорогам вешать. Да и тово ему велеть беречи накрепко, чтоб у нево в полкех от воров от козаков лазутчиков не было; а будет ково воров лазутчиков поймают, и ему потому ж их велеть пытать, а разпрося и пытав велеть вешать. А однолично столнику и воеводе Ивану Васильевичи Измайлову над воры над козаки промышлять всякими мерами, чтоб вором нигде собратца не дать. А что у нево учнет делатца и какой промысл над воры над козаки будет, и ему о том отписать ко государю. А которые иноземцы посланы с ним с Иваном, и тех ему иноземцев список дан за дьячьею приписью.

А к боярину и к воеводе ко князю Борису Михайловичу Лыкову по тем вестем грамота послана такова:

От царя и в. к. Михайла Федоровича всеа Русии в Ярославль боярину нашему и воеводе князю Борису Михайловичю Лыкову, ноября в 22 день, писал к нам с Костромы воевода Ондрей Колычев: ноября в 16 день в ночи прибежали на Кострому из Костром. уезда села Зогзина да села Молвятина прикащики; а в распросе ему сказывали, что ноября в 15 день пришли в Костром. уезд воры козаки; и село Зогзино и Молвятино и иные многие места повоевали, и крестьян побили и перемучили, а около тово учали ставитца в поместьях дворян и детей боярских по селам и по деревням, и в селах и в деревнях крестьян мучат и животы их емлют, и жен и детей позорят, и которые утеклецы у тех воров уходят на Кострому и те в роспросе сказывают, что воры козаки хотят приходить х Костроме на посад и к городу и к острогу приступом. А ныне нам ведомо учинилось, что многие козаки пошли к Юрьеву Поволскому и х Кинешме. И по тем вестем отпущен с Москвы столник и воевода Иван Васильев сын Измайлов, а с ним литва и немцы и всякие иноземцы с вогненным боем многие люди; а с Москвы велено ему итти Троицкою дорогою на Олександрову слободу да на Суздаль; а идучи ему дорогою велено про воров проведывать, да будет ему про воров весть учинитца, что воры козаки из Костромскаго уезду пришли в Кинешемской уезд, или в Юрьевец Поволской или в Кинешемские места, а хотят, проходить на Низ или на Поле, или дошед жилых мест похотят стоять и воровать. И Ивану Измайлову на тех воров, будет воры по них, велено с теми людми, которые с ним с Ываном присланы с Москвы ходить, и прося у Бога милости над воры нашим делом промышлять, сколко Бог помочи подаст, и смотря по тамошнему делу. А будет воры козаки придут в Кинешемской уезд и в ыные места многие люди; а ему с теми людми, которые с ним посланы, промыслу будет учинить немочно; и ему велено стоять укрепясь в крепких местех, где будет пригож. А где станет, и ему от себя велено писать в городы: в Володимер, в Суздаль, в Муром, в Арзамаз, в Нижней к воеводам и к приказным людем и к зборщиком, которые зборщики для збору дворян и детей боярских присланы в городы от тебя из Ярославля; чтоб из тех городов воеводы и приказные люди дворян и детей боярских, и иноземцов, и атаманов, и козаков, которые изпомещены в тех городех, выслали з зборщики к нему Ивану. Да к тому в прибавку из городов велено собрать даточных многих и охочих всяких людей со всякими бои. А как к нему к Ывану из городов ратные люди зберутца, и ему Ивану сослався с тобою с боярином нашим велено над воры над козаки, которые из Костромского уезда пришли в Кинешемской уезд или х Кинешме, или к Юрьевцу Поволскому промышлять всякими мерами. А тебе указали есмя на тех же воров промышлять посылками, и самому ходить смотря по вестем. А будет воры козаки от нево от Ивана удалеют, а пойдут к Галичю, или к Вологде и Ивану Измайлову со всеми людми, которые с ним будут, указали есмя итти в сход к тебе боярину нашему ко князю Борису Михайловичу, и над воры промышлять с тобою вместе. А людем быть с тобою боярином нашим и воеводою по прежнему наряду, которые с тобою наряжены; а с Ываном быть иноземцом, которые посланы с ним с Москвы и имян их список дан. А будет воры козаки пойдут на Низ или на Поле, или дошед жилых мест, похотят стоять и воровать; и воеводе Ивану со всеми людми велено итти за козаки на Низ, где их скажут и над ними промышлять. И как к тебе ся наша грамота придет, а козаки будет которые от воровства не отстали; и ты б прося у Бога милости над ними промышлял посылками и походом своим; чтоб поиск учинить и собраться вором вместе не дать. А будет Иван Измайлов сошед где воров, не дошед до тебя; и к тебе отпишет, что он воров сшел, и ты б из Ярославля на тех же воров посылал посылки голов с сотнями, и велел головам сшодчися с воеводою с Иваном Измайловым над воры промышлять. А будет головам в ыных в которых местех, где податно будет, не доходя Ивана Измайлова, над воры поиск учинить, чтоб головам приказал, чтоб над воры промышляли ссылаяся с Иваном Измайловым, где им будет податнее. А з достальными бы еси людми собрався в Ярославле на воров однолично сам шол и над воры промышлял смотря по тамошнему делу; а будет воры козаки от Ивана Измайлова удалеют, а пойдут к Галичю, или к Вологде, и ты б к Ивану Измайлову от себя отписал; а велел бы ему со всеми людми итти к себе в сход; а как Иван Измайлов к тебе в сход придет, и ты б дворяном и детем боярским, которые придут с Иваном Измайловым, а по наряду велено им быть с тобою; и нашим бы естя делом промышляли ты боярин наш князь Борис Михайлович да Иван Измайлов вместе, посылки посылали и сами ходили, и над воры промышляли сколько Бог помочи подаст и смотря по тамошнему делу. А что у вас учнет делатся и каковы вести про воров будут, и вы б к нам о всем писали почасту, что б нам про всякие вести было ведомо. Писан на Москве лета 7123 ноября в 23 день.

Того ж году генваря в ... день писали к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии из Нижнева боярин и воеводы князь Володимер Иванович Бахтеяров Ростовской да дьяк Ондрей Вареев, что черкасы и козаки Кинешму выжгли, людеи побили, и пришли в Юрьевец, а хотят идти к Нижнему.

И по тем вестем государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии указал в Нижней послать воеводу Бориса Иванова сына Нащокина. А толко будут черкасы и козаки в нижегородцких и в арзамасских местах; и ему велено собрався с нижегородцкими и с арзамаскими мордвою и з бортники в крепких местех над черкасы и над козаки промышлять.

Да по тем же вестем указал государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии послать на Рязань воеводу князя Никиту Борятинскаго; а людем с ним указал государь быть и сбиратца на Сапошке.

Из Переславля резанцов 400 (ч); с Михайлова козаков 200 (ч); из Ряссково детей боярских и козаков 300 (ч); из Донкова козаков 100 (ч); с Епифани 100 (ч); с Сапошка 100 (ч).

А наказ князю Никите Борятинскому дань таков:

Лета 7123 февраля в 7 день государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии велел воеводе князю Никите Петровичю Борятинскому по вестем идти для промыслу на черкас; а с ним указал государь быти дворяном и детем боярским и стрелцам и козакам из городов: из Переславля Резанскаго, с Михайлова, из Рясскова, из Донкова, с Сапошка, с Епифани, из Шатцкого, ис Касимова, с Коширы, с Тулы по росписи. А сбиратца людем указал государь на Сапошке. Для того писали к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии из Нижнево боярин и воевода князь Володимер Иванович Бахтеаров да дьяк Ондрей Вареев. Писали к ним в Нижней с Балахны Федор Сомов: прибежали к ним на Балахну ярославцы торговые люди и иная бежь многие люди; а в роспросе им сказывали: черкасы и козаки Кинешму взяли. Да с Балахны ж Федор Сомов писал к ним в Нижней, что генваря в 1 день прибежали на Балахну с Юрьевца ключник Ондрей Сабуров, что черкасы и козаки пришли в Юрьевец и Юрьевец выжгли, а хотят де идти к Нижнему. А ныне государю ведомо учинилося, что черкасы, которые были в Юрьевце Поволском, хотят проходить меж городов на Поле, а итти де им на Сапожок, или на Ряской, или на Шатцкой, и проходить на Поле и к городом приступать. И воеводе князю Миките Петровичю идти на государеву службу на Сопожок в Ряской тот час. А пришед на Сапожок того ж часу розослать к засекам детей боярских, а велеть из уездов уездных всяких людей забирать к засекам, и на засеках стоять безотступно день и ночь и беречь накрепко, чтоб черкасы через засеки к городом безвестно не прошли и дурна какова не учинили. А будет черкасы придут на засеки, и они б прося у Бога милости на засеках над черкасы промышляли, сколко Бог помочи подаст; а что от засек вестей будет, и с вестми бы присылали к нему ко князю Миките. А ему князю Миките прося Бога милости над черкасы промышлять, и в городы в Переславль Резанской, на Михайлов, в Донков, в Ряской, на Епифань, в Шатцкой, в Касимов отписать, что он князь Микита пришол на Сапожок, и по государеву указу идет с Сапошка на черкас. И из городов бы воеводы дворян и детей боярских, и стрелцов, и козаков велели высылать к нему ко князю Миките тотчас. А как из городов к нему ратные люди сойдутца; и воеводе князю Миките Петровичю тотчас по всем дорогам разослать подъезды и велеть про черкас проведывать. Да где черкасы объявятца, и ему с теми людми, по вестем смотря, на черкас ходить и над ними промышлять сколко Бог помочи подаст и смотря по тамошнему делу, и по приметным местом в лесовых и в крепких местах засеки учинить и людей поставить, и над черкасы поиск учинить и промышлять. А в городы от себя к воеводам писать, чтоб в городех были осадные люди, а что за осадою останетца, и тех бы всех высылали к нему над черкасы для промыслу; и к нему ко князю Миките из городов всякие вести писали и ссылалися; а что у него учнет делатца и ему князю Миките в городы к воеводам всякие вести писать же. А как на черкасы в поход пойдет, и ему дорогою идти бережно и осторожливо, и на станех ставитца в крепких местех, и беречи тово накрепко, чтоб черкасы на них безвестно не пришли и дурна какова не учинили. А будет черкасы пойдут к Шатцкому или х которым полским городам, и воеводе князю Миките у черкас дорога переходить и беречи накрепко, чтоб на него безвестно не пришли и их ждать, и прося у Бога милости над ними промышлять и за ними ходить, где их скажут, и над ними потому ж, прося у Бога милости, промышлять сколко Бог помочи подаст. А будет черкасы многие люди, и ему писать о людех на Елец и во все полские городы, чтобы с Елца воевода прислал к нему сотни многие, да и сам укрепя на Елце осаду с ним сходился и над черкасы промышлял вместе. А от государя ко князю Федору Волконскому писано, а велено ему с Елца на черкас ходить и промышлять ссылаяся с ним со князем Микитою и о всем государевым делом радеть и промышлять, и прося у Бога милости искать того, чтоб черкас воров сойти и над ними поиск учинить. А которого числа князь Микита в Ряской приедет, и сколко из которого городу ратных людей к нему придет, и что про черкас каких вестей, и что его промысл будет; и ему о том отписать к государю.

© Осокин Андрей 2009—2023 гг. Материалы сайта свободны для личного использования.
Согласие автора на публикацию фотографий или их фрагментов из раздела «Кинешма и окрестности» обязательно.