Разрядная книга 7123 года (1615 г.)
И ноября в 22 день писал к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии с Костромы воевода Ондрей Колычев,
что воры козаки пришли в Костромской уезд в село Зогзино, да в село Молвятино, и село Зогзино и Молвятино и иные
многие места повоевали и крестьян побили и переломали, а около тово учали ставитца в поместьях дворян и детей
боярских по селам и по деревням, и в селах и в деревнях крестьян мучат и животы емлют, жон и детей позорят,
и хотят приступать к Костроме, а от Костромы хотят идти к Юрьеву Повольскому и к Кинешме.
И государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии по тем вестем указал послать с Москвы столника и воеводу
Ивана Васильева сына Измайлова, а в походе с Иваном Измайловым указал государь быть литве и немцом и всяким
иноземцом, которых ведают в Разряде и в Панском приказе. А идти Ивану Измайлову указал государь с Москвы на
Олександрову слободу да на Суздаль; да будет козаки с Костромы на Кинешму или на Юрьев или на Суздаль пошли,
и ему с теми людми козаков перенимать, и прося у Бога милости над ними промышлять всякими обычаи. А будет козаки от
него удалеют, а пойдут к Вологде или к Галичу, и ему итти в сход к боярину и воеводе к князю Борису Михайловичу
Лыкову и итти за козаки; а людям с ними быть со князем Борисом по прежнему, а с Иваном быть иноземцом.
А будет козаки до его Иванова приходу пойдут на Низ, и ему итти за ними и промышлять, а князю Борису велено
посылать людей.
А наказ Ивану дан таков.
Лета 7123 году ноября в 25 день государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии повелел столнику и воеводе
Ивану Васильевичу Измайлову по вестем итти для промыслу на воров, которые пришли в Костромские места. А с ним
указал государь послать с Москвы литву и немец и всяких иноземцов. Для того писали к государю царю и в. к.
Михайлу Федоровичу всеа Русии, для того писали с Костромы воевода Ондрей Колычов. Ноября в 16 день в ночи прибежали
на Кострому из Костромскаго уезда воры козаки, и село Зогзино и село Молвятино и иные многие места повоевали и
крестьян побили и перемучили, а около учали ставитца в поместьях дворян и детей боярских по селам и по деревням,
и в селах и в деревнях крестьян мучат и животы их емлют и жон их и детей позорят. А которые утеклецы у тех воров
приходят на Кострому, и те в распросе сказывают, что воры козаки хотят приходить х Костроме на посад, и к городу
и к острогу и к иным городам приступать. А ныне государю ведомо учинилось, что многие козаки пошли к Юрьеву
Поволскому и Кинешме. И столнику и воеводе Ивану Васильевичу Измайлову итти на государеву службу с Москвы
Ярославскою дорогою к Троице к Сергиеву монастырю да на Олександрову слободу да на Суздаль, и едучи отписать ему
от себя в Суздаль к воеводе к Ивану Щелкалову да к дьяку к Василью к Борисову, что по государеву указу идет он
Иван з дворяны и з детми боярскими и с ротмистры и с порутчики и с немцы со многими людми, а идет на воров на
козаков, которые воруют. И они б из Суздаля отписали к нему Ивану, что им про воров козаков ведомо, где они стоят
и в котором месте и сколько их человек, и на которые места приходу их чаять. Да будет ему отпишут или поперег
отписок прямыя вести учинятца, что воры из Костромскаго уезда пришли в Кинешемской уезд, или в Юрьевской
Поволской, или в иные места; а хотят приходить на Низ или на Поле, или дошед жилых мест хотят стоять и воровать,
и ему тотчас по всем дорогам, до коих мест пригож, послать подъезды и велеть про воров проведывать, куды их приходу
чаять и на которые места и сколко их человек. Да будет те воры будут по них, и ему прося у Бога милости на тех
воров [10] с теми людми, которые с ним посланы, ходить и над ними промышлять, сколько Бог помочи подаст и смотря
по тамошнему делу. А будет воры козаки придут с Кинешемской и в ыные места многие люди; а ему над ними с
теми людьми, которые с ним посланы, промыслу будет учинить не мочно; и ему стоять самому со всеми людми в крепких
местех где будет пригож; да где станет и ему от себя писать в городы в Володимер, в Суздаль, в Муром, в Арземас,
в Нижней к воеводам и к приказным людем, и к зборщиком, которые зборщики для збору дворян и детей боярских присланы
в городы от боярина от князя Бориса Михайловича Лыкова; которые у них в городех дворяне и дети боярские,
и иноземцы, и атаманы и козаки испомещены, и ис тех бы городов воеводы и приказные люди посылали зборщиков з
дворяны и з детьми боярскими и с ыноземцы и с атаманы и с козаки которые изпомещены в тех городех, да к тому б в
прибавку собрали с посаду и с уезду даточных многих и охочих людей со всякими бои. А как сборщики из городов с
ратными людми к нему придут, и ему прося у Бога милости собрався с людми и сослався з боярином и воеводою со
князем Борисом Михайловичем Лыковым, над воры над козаки, которые из Костромского уезду пришли в Кинешемской
уезд или х Кинешме, или к Шуе, и в Суздальской уезд, промышлять всякими мерами сколко Бог помочи подаст, чтоб
вором тех городов и уездов воевать не дать. А к боярину и воеводе ко князю Борису Михайловичю Лыкову писать, что
он от государя прислан со многими людми, а быть ему с ним со князем Борисом и над воры промышлять; и ныне он воров
сшел и князь Борис бы промышлял; а от государя к ним о том писано ж. А будет козаки от него от Ивана поудалеют; а
пойдут к Галичю или к Вологде; и столнику Ивану Васильевичу итти в сход к боярину и к воеводе к Борису Михайловичю
Лыкову и над воры над козаки промышлять з боярином и с воеводою со князем Борисом Михайловичем Лыковым. А людям
быть з боярином и с воеводою со князем Борисом Михайловичем Лыковым по прежнему наряду, который с ним наряжены; а
с ним с Иваном быть иноземцом; а которые даточные люди из городов из Нижнева, из Арземаса, из Мурома, из
Володимера, из Суздаля будут с ним с Иваном и ему тех даточных и охочих людей в те поры, как пойдет в сход к
боярину и воеводе ко князю Лыкову, роспустити по домам, а в далние городы за собою не имать. А будет на воров
минется приход быть в Костромских местех, и ему им даточным людем велеть быть с собою. А будет воры козаки до его
Иванова приходу, как он придет, быв в Кинешемском уезде или у Юрьевца Поволскаго, а пойдут на Низ. И столнику и
воеводе Ивану Васильевичу Измайлову со всеми людми, которые с ним посланы с Москвы, и которые зборщики из городов
з бояры и з детми боярскими придут к нему, итти за воры за козаки на Низ, где их скажут; и воров козаков сходить,
а сшодчи воров, прося у Бога милости, над воры промышлять, сколько Бог помочи подаст; и от себя в Мещерские и в
Понизовые городы: в Темников, в Касимов, в Кадом, на Алатарь и в ыные в Понизовые городы, куды пригож, писати ж,
что по государеву указу велено ему над воры над козаки промышлять; и в городех бы собрав с посадов в уездов людей
сколко человек пригож со всякими бои, прислали к нему к Ивану для промыслу над воры. А будет воры учнут приходить
к тем городом, и воеводы б и приказные люди в городех над воры промышляли, и по крепким местам где будет пригож
велеть засечь засеки, и на засеках у крепких мест по тому ж над воры промышляли. Да к нему ж к Ивану, как он пойдет
за воры за козаки на Низ велено из Ярославля боярину и воеводе князю Борису Михайловичю Лыкову послать голов с
сотнями. А в которых местех он Иван воров сойдет, и ему прося у Бога милости, над воры помышлять, посылать на них
посылки, и самому со всеми людми ходить и языков велеть добывать. А ково воров козаков в языцех возмут, и ему тех
воров розпрашивать и пытать накрепко и огнем жечь. А что в роспросе и с пытки учнут говорить, и о том писать к
государю; а тех воров ково возмут в языцех велеть по дорогам вешать. Да и тово ему велеть беречи накрепко, чтоб у
нево в полкех от воров от козаков лазутчиков не было; а будет ково воров лазутчиков поймают, и ему потому ж их
велеть пытать, а разпрося и пытав велеть вешать. А однолично столнику и воеводе Ивану Васильевичи Измайлову над
воры над козаки промышлять всякими мерами, чтоб вором нигде собратца не дать. А что у нево учнет делатца и какой
промысл над воры над козаки будет, и ему о том отписать ко государю. А которые иноземцы посланы с ним с Иваном, и
тех ему иноземцев список дан за дьячьею приписью.
А к боярину и к воеводе ко князю Борису Михайловичу Лыкову по тем вестем грамота послана такова:
От царя и в. к. Михайла Федоровича всеа Русии в Ярославль боярину нашему и воеводе князю Борису Михайловичю
Лыкову, ноября в 22 день, писал к нам с Костромы воевода Ондрей Колычев: ноября в 16 день в ночи прибежали на
Кострому из Костром. уезда села Зогзина да села Молвятина прикащики; а в распросе ему сказывали, что ноября в 15
день пришли в Костром. уезд воры козаки; и село Зогзино и Молвятино и иные многие места повоевали, и крестьян
побили и перемучили, а около тово учали ставитца в поместьях дворян и детей боярских по селам и по деревням, и в
селах и в деревнях крестьян мучат и животы их емлют, и жен и детей позорят, и которые утеклецы у тех воров уходят
на Кострому и те в роспросе сказывают, что воры козаки хотят приходить х Костроме на посад и к городу и к острогу
приступом. А ныне нам ведомо учинилось, что многие козаки пошли к Юрьеву Поволскому и х Кинешме. И по тем
вестем отпущен с Москвы столник и воевода Иван Васильев сын Измайлов, а с ним литва и немцы и всякие иноземцы с
вогненным боем многие люди; а с Москвы велено ему итти Троицкою дорогою на Олександрову слободу да на Суздаль;
а идучи ему дорогою велено про воров проведывать, да будет ему про воров весть учинитца, что воры козаки из
Костромскаго уезду пришли в Кинешемской уезд, или в Юрьевец Поволской или в Кинешемские места, а хотят, проходить
на Низ или на Поле, или дошед жилых мест похотят стоять и воровать. И Ивану Измайлову на тех воров, будет воры по
них, велено с теми людми, которые с ним с Ываном присланы с Москвы ходить, и прося у Бога милости над воры нашим
делом промышлять, сколко Бог помочи подаст, и смотря по тамошнему делу. А будет воры козаки придут в Кинешемской
уезд и в ыные места многие люди; а ему с теми людми, которые с ним посланы, промыслу будет учинить немочно; и
ему велено стоять укрепясь в крепких местех, где будет пригож. А где станет, и ему от себя велено писать в городы:
в Володимер, в Суздаль, в Муром, в Арзамаз, в Нижней к воеводам и к приказным людем и к зборщиком, которые зборщики
для збору дворян и детей боярских присланы в городы от тебя из Ярославля; чтоб из тех городов воеводы и приказные
люди дворян и детей боярских, и иноземцов, и атаманов, и козаков, которые изпомещены в тех городех, выслали з
зборщики к нему Ивану. Да к тому в прибавку из городов велено собрать даточных многих и охочих всяких людей со
всякими бои. А как к нему к Ывану из городов ратные люди зберутца, и ему Ивану сослався с тобою с боярином нашим
велено над воры над козаки, которые из Костромского уезда пришли в Кинешемской уезд или х Кинешме, или к
Юрьевцу Поволскому промышлять всякими мерами. А тебе указали есмя на тех же воров промышлять посылками, и самому
ходить смотря по вестем. А будет воры козаки от нево от Ивана удалеют, а пойдут к Галичю, или к Вологде и Ивану
Измайлову со всеми людми, которые с ним будут, указали есмя итти в сход к тебе боярину нашему ко князю Борису
Михайловичу, и над воры промышлять с тобою вместе. А людем быть с тобою боярином нашим и воеводою по прежнему
наряду, которые с тобою наряжены; а с Ываном быть иноземцом, которые посланы с ним с Москвы и имян их список дан.
А будет воры козаки пойдут на Низ или на Поле, или дошед жилых мест, похотят стоять и воровать; и воеводе Ивану
со всеми людми велено итти за козаки на Низ, где их скажут и над ними промышлять. И как к тебе ся наша грамота
придет, а козаки будет которые от воровства не отстали; и ты б прося у Бога милости над ними промышлял посылками
и походом своим; чтоб поиск учинить и собраться вором вместе не дать. А будет Иван Измайлов сошед где воров,
не дошед до тебя; и к тебе отпишет, что он воров сшел, и ты б из Ярославля на тех же воров посылал посылки голов
с сотнями, и велел головам сшодчися с воеводою с Иваном Измайловым над воры промышлять. А будет головам в ыных
в которых местех, где податно будет, не доходя Ивана Измайлова, над воры поиск учинить, чтоб головам приказал,
чтоб над воры промышляли ссылаяся с Иваном Измайловым, где им будет податнее. А з достальными бы еси людми собрався
в Ярославле на воров однолично сам шол и над воры промышлял смотря по тамошнему делу; а будет воры козаки от Ивана
Измайлова удалеют, а пойдут к Галичю, или к Вологде, и ты б к Ивану Измайлову от себя отписал; а велел бы ему
со всеми людми итти к себе в сход; а как Иван Измайлов к тебе в сход придет, и ты б дворяном и детем боярским,
которые придут с Иваном Измайловым, а по наряду велено им быть с тобою; и нашим бы естя делом промышляли ты
боярин наш князь Борис Михайлович да Иван Измайлов вместе, посылки посылали и сами ходили, и над воры промышляли
сколько Бог помочи подаст и смотря по тамошнему делу. А что у вас учнет делатся и каковы вести про воров будут,
и вы б к нам о всем писали почасту, что б нам про всякие вести было ведомо. Писан на Москве лета 7123 ноября в
23 день.
Того ж году генваря в ... день писали к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии из Нижнева боярин и
воеводы князь Володимер Иванович Бахтеяров Ростовской да дьяк Ондрей Вареев, что черкасы и козаки Кинешму
выжгли, людеи побили, и пришли в Юрьевец, а хотят идти к Нижнему.
И по тем вестем государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии указал в Нижней послать воеводу Бориса
Иванова сына Нащокина. А толко будут черкасы и козаки в нижегородцких и в арзамасских местах; и ему велено собрався
с нижегородцкими и с арзамаскими мордвою и з бортники в крепких местех над черкасы и над козаки промышлять.
Да по тем же вестем указал государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии послать на Рязань воеводу князя
Никиту Борятинскаго; а людем с ним указал государь быть и сбиратца на Сапошке.
Из Переславля резанцов 400 (ч); с Михайлова козаков 200 (ч); из Ряссково детей боярских и козаков 300 (ч);
из Донкова козаков 100 (ч); с Епифани 100 (ч); с Сапошка 100 (ч).
А наказ князю Никите Борятинскому дань таков:
Лета 7123 февраля в 7 день государь царь и в. к. Михайло Федорович всеа Русии велел воеводе князю Никите
Петровичю Борятинскому по вестем идти для промыслу на черкас; а с ним указал государь быти дворяном и детем
боярским и стрелцам и козакам из городов: из Переславля Резанскаго, с Михайлова, из Рясскова, из Донкова,
с Сапошка, с Епифани, из Шатцкого, ис Касимова, с Коширы, с Тулы по росписи. А сбиратца людем указал государь на
Сапошке. Для того писали к государю царю и в. к. Михайлу Федоровичю всеа Русии из Нижнево боярин и воевода князь
Володимер Иванович Бахтеаров да дьяк Ондрей Вареев. Писали к ним в Нижней с Балахны Федор Сомов: прибежали к ним
на Балахну ярославцы торговые люди и иная бежь многие люди; а в роспросе им сказывали: черкасы и козаки
Кинешму взяли. Да с Балахны ж Федор Сомов писал к ним в Нижней, что генваря в 1 день прибежали на Балахну
с Юрьевца ключник Ондрей Сабуров, что черкасы и козаки пришли в Юрьевец и Юрьевец выжгли, а хотят де идти к Нижнему.
А ныне государю ведомо учинилося, что черкасы, которые были в Юрьевце Поволском, хотят проходить меж городов на
Поле, а итти де им на Сапожок, или на Ряской, или на Шатцкой, и проходить на Поле и к городом приступать. И воеводе
князю Миките Петровичю идти на государеву службу на Сопожок в Ряской тот час. А пришед на Сапожок того ж часу
розослать к засекам детей боярских, а велеть из уездов уездных всяких людей забирать к засекам, и на засеках
стоять безотступно день и ночь и беречь накрепко, чтоб черкасы через засеки к городом безвестно не прошли и
дурна какова не учинили. А будет черкасы придут на засеки, и они б прося у Бога милости на засеках над черкасы
промышляли, сколко Бог помочи подаст; а что от засек вестей будет, и с вестми бы присылали к нему ко князю Миките.
А ему князю Миките прося Бога милости над черкасы промышлять, и в городы в Переславль Резанской, на Михайлов,
в Донков, в Ряской, на Епифань, в Шатцкой, в Касимов отписать, что он князь Микита пришол на Сапожок, и по
государеву указу идет с Сапошка на черкас. И из городов бы воеводы дворян и детей боярских, и стрелцов, и козаков
велели высылать к нему ко князю Миките тотчас. А как из городов к нему ратные люди сойдутца; и воеводе князю Миките
Петровичю тотчас по всем дорогам разослать подъезды и велеть про черкас проведывать. Да где черкасы объявятца, и
ему с теми людми, по вестем смотря, на черкас ходить и над ними промышлять сколко Бог помочи подаст и смотря по
тамошнему делу, и по приметным местом в лесовых и в крепких местах засеки учинить и людей поставить, и над черкасы
поиск учинить и промышлять. А в городы от себя к воеводам писать, чтоб в городех были осадные люди, а что за осадою
останетца, и тех бы всех высылали к нему над черкасы для промыслу; и к нему ко князю Миките из городов всякие вести
писали и ссылалися; а что у него учнет делатца и ему князю Миките в городы к воеводам всякие вести писать же. А как
на черкасы в поход пойдет, и ему дорогою идти бережно и осторожливо, и на станех ставитца в крепких местех, и
беречи тово накрепко, чтоб черкасы на них безвестно не пришли и дурна какова не учинили. А будет черкасы пойдут к
Шатцкому или х которым полским городам, и воеводе князю Миките у черкас дорога переходить и беречи накрепко, чтоб
на него безвестно не пришли и их ждать, и прося у Бога милости над ними промышлять и за ними ходить, где их скажут,
и над ними потому ж, прося у Бога милости, промышлять сколко Бог помочи подаст. А будет черкасы многие люди, и ему
писать о людех на Елец и во все полские городы, чтобы с Елца воевода прислал к нему сотни многие, да и сам укрепя
на Елце осаду с ним сходился и над черкасы промышлял вместе. А от государя ко князю Федору Волконскому писано, а
велено ему с Елца на черкас ходить и промышлять ссылаяся с ним со князем Микитою и о всем государевым делом радеть
и промышлять, и прося у Бога милости искать того, чтоб черкас воров сойти и над ними поиск учинить. А которого
числа князь Микита в Ряской приедет, и сколко из которого городу ратных людей к нему придет, и что про черкас каких
вестей, и что его промысл будет; и ему о том отписать к государю.
|